В нашей школе проводится школьный этап всероссийского конкурса "Учитель года 2018", в котором участвуют три педагога: 

  1.  Муртазина Евгения Ивановна - учитель английского языка.
  2. Халявина Елена Николаевна - учитель начальных классов.
  3. Базаров Эрдэм Аюрович - учитель физики и информатики.

Всего в конкурсе предусмотрено 4 этапа - открытый урок, эссе, интернет-ресурс, мастер-класс.

К вашему вниманию эссе участников :

 

1. Муртазина Е.И.

 

 

 

       Конкурс «Учитель года»

Эссе

Я – учитель

Учитель английского языка

МБОУ СОШ

Муртазиной Евгении Ивановны

 

- Кем Вы работаете?

- Я - учитель английского языка .

- О! Сейчас такие непослушные дети. Как можно их чему-то научить, тем более английскому языку?!

       Наверно, этот диалог знаком многим учителям. И тем боле удивительно, что так говорят родители, дети которых учатся в школе. Я всегда отвечаю, что дети, как и раньше, замечательные и работать с ними интересно. Ведь каждый ребенок – это целый мир. Мир огромный, удивительный и яркий. Для меня работать учителем – значит путешествовать по разным мирам.

В детстве я часто усаживала кукол перед собой и преподавала им уроки, учила читать, считать, писать, вызывала к доске…  Позже я серьезно увлеклась английским языком. Могла ли я подумать, что детские мечты соединятся и станут моей судьбой?!

    Я – учитель. Наверно, для многих непонятно, почему я с гордостью произношу эту фразу. Хотя некоторые меня понимают и смотрят с уважением. Ведь главное назначение учителя – учить и воспитывать. «Вы отличаете учителя от воспитателя, - новая  нелепость!  Разве вы различаете ученика от воспитанника?!» – сказал когда-то Ж.Ж.Руссо. Учитель воспитывает до урока, во время урока, после урока – всегда.  Он воспитывает своим примером во всем, начиная с доброжелательной улыбки и умения выслушать и заканчивая костюмом и прической. А может, наоборот, трудно сказать. Ведь все это тесно связано.

   Изучая английский язык, а через него культуру этого народа, характер и историю нации, я обратила внимание на их умение скрывать свои чувства и всегда быть приветливыми. И, став учителем, я стараюсь оставлять все неприятное за порогом школы. Здесь другая моя жизнь – главная. Заходишь в класс, видишь радостные лица ребят, смотришь в их доверчивые и настороженные, лукавые и дерзкие глаза и понимаешь, какие пустяки произошли там, за школьной дверью. Вот она, моя жизнь. Учителем не рождаются, правда? Но эта профессия – зов сердца. Приветливо улыбаюсь своим ученикам и ласково говорю: «Ну, как дела?» И детские сердца раскрываются навстречу моей улыбке, и ребята взахлеб, перебивая друг друга, рассказываю мне все свои новости.

Я – учитель английского языка. Как много смысла в этой фразе. Сбылась моя детская мечта. А о чем же я мечтаю сейчас? Я мечтаю стать лучшим учителем на свете для своих учеников. Мечта – это желание. А желание усиливается, если есть мотив. Любовь! Вот мой мотив. Я люблю свое дело, стараюсь вкладывать всю себя, совершенствуясь в нем непрерывно. Любовь сама по себе является источником труда, удовольствия и успеха. Она  является чудесной и чудотворной силой, способной подарить радость, жизнь и стремление к достижению цели.

   Я – учитель, а потому я – эрудит, я – артист, я – творец. Творчество – это неизменная составляющая нашей профессии. Это искусство, это создание чего-то нового. Я стремлюсь, чтобы мои ученики открывали в моем предмет что-то новое и удивлялись. Удивление – это двигатель прогресса, мотив познания. Не уставай удивлять, говорю я себе. Особенно интересно, когда уже знакомый предмет раскрывается неожиданной, новой стороной. Например, стул – это сиденье для человека, для кошки он может стать крышей над головой.

Работа преподавателя интересная, творческая. Каждый новый день отличается от предыдущего. Никогда нельзя точно предугадать, какие новые впечатления принесет с собой новый учебный день. Неординарный творческий подход к подаче нового материала, оригинальные ответы и выводы учеников.

Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от его умения наладить правильные отношения с детьми. Профессия учителя ставит перед человеком целый ряд требований. Во - первых, учитель должен иметь определенный уровень знаний и уметь передать эти знания другим. Во - вторых, он должен чувствовать «зов сердца». Этому нельзя научить человека, который всей душой не стремится работать с детьми, воспитывать их.

В - третьих, он должен обладать определенными чертами характера, такими как доброта, чувство справедливости, чуткость, оптимизм, терпеливость, настойчивость, такт, принципиальность, без которых он не найдет с учениками общего языка, не сможет вызвать у них доверия и уважения. В - четвертых, он должен сам постоянно учиться, развиваться вместе с меняющимся и бегущим вперед миром. Чтобы в обучении и воспитании придерживаться не устаревших, отживших правил и норм, а идти в ногу со временем, вместе со своими учениками, но все же немного впереди них.

Профессия учителя уникальна. Она интересна живым общением с подрастающим поколением, насыщенным событиями и яркими мероприятиями. Только в школе пытливые детские умы способны задавать вопросы, ответы на которые учёные ищут веками. Подготовка к урокам, классное руководство и составление конспектов уроков занимает всё свободное время. Но когда ощущаешь себя нужной, интересной для учеников все трудности уходят на второй план. Каждое утро с настроением хочется преподать урок, который станет лучше предыдущего.
Человек, решивший стать учителем, ответственен за всё, что знает и умеет. Какими будут результаты труда педагога сегодня – таким будет наше общество завтра.

 Учитель в нашем обществе - это человек из будущего, пришедшего к детям для того, чтобы научить их утверждать в настоящем идеалы будущего. Думаю, не ошибусь, если стану утверждать: учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души.  Он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом, ибо любовь к родине может пробудить только любящий свое отечество. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми.

 

    А что же является основой творчества? Поиск! Поиск новых идей и неожиданных решений, новых возможностей и успеха, поиск новых открытий и интересных проблем, поиск вдохновения и разнообразия. «Быть вечно в поиске – судьба моя» - перефразировала я как-то мистера Икса из оперетты. И я нашла путь к осуществлению моей мечты, к достижению своей цели. Это ставшие очень важными для меня несколько «само»:

- самоутверждение

- самосознание

- самодисциплина

- самостоятельность

Самообразование

- самооценка

- самоконтроль

- саморазвитие

- самовоспитание

- самосовершенствование

         Я поняла, использование этих «само» помогут стать мне лучшим учителем для своих учеников. Более того, я помогу и своим ученикам применять эти «само» в своей жизни, и они обязательно станут успешными, воспитанными, деятельными, инициативными, культурными и к тому же владеющими английским языком людьми.

   В наше время английский язык является лидирующим средством международного общения. И нам известно, что это связано со стремительным развитием отношений России с другими странами. Хочется привести слова известного специалиста в области методики преподавания иностранного языка С.Г. Тер-Минасовой, которая справедливо отмечает, что с недавнего времени изучение язык стало более функциональным: «Небывалый спрос потребовал небывалого предложения.  Неожиданно для себя преподаватели иностранного языка оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранному языку как орудию производства.  Их не интересует ни теория, ни история языка – иностранный язык, в первую очередь, английский, требуется им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран»

Поэтому в школе мы должны заложить основы владения английским языком именно как средством общения. Что же для этого нужно сделать?

Первое – это стать для своих учеников внимательным и заинтересованным собеседником. При этом я разговариваю с ребятами не с высоты своего роста (если это малыши или ученики 5-7 класса), а «глаза в глаза».  Я наклоняюсь к своему партнеру по общению  (да, да, именно партнеру) и веду беседу, при этом активно слушаю и киваю головой. Мне даже не нужно изображать интерес, мне в самом деле интересно, потому что от детей можно услышать совершенно неожиданные, забавные, а порой и поучительные вещи.

Второе – это практика, много практики. Ведь знание без практического применения бессмысленно. Как сказал Мефистофель Фаусту: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Знания нужны, но только через действия формируется их понимание, а также необходимые для человека навыки и умения. Увидишь – забудешь, услышишь – запомнишь, сделаешь сам – поймешь – почитала где-то я.

Но где же взять практику общения на английском языке, спросите Вы? Ну, во-первых, есть я, учитель, во-вторых, есть великолепная вещь – ролевые игры, ну и, конечно, есть компьютер. Используя эти три составляющие, можно добиться значительных результатов в обучении английскому языку. Играя сказочных героев или в учебные игры на компьютере, ребята настолько увлекаются, что порой не слышат звонка с урока. Разговаривая друг с другом или с виртуальными собеседниками, дети забывают о смущении, снимается такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь», включается воображение и я вижу, как приходит осмысление, и как ребята сами себе удивляются: «Надо же, получается!». И я понимаю, что я хочу быть для своих учеников надеждой и опорой, хочу осваивать все новые технологии и работать на результат, хочу чувствовать, что я нужна своим воспитанникам, хочу дарить им и знания, и тепло, и доброту своего сердца.

Где бы сердце вам жить не велело,

В шумном свете иль в сельской тиши,

Расточайте без счета и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкой злой,

Человечество все же богато

Лишь порукой добра круговой!

 

 

Основа обучения на современном уроке – самостоятельная деятельность школьников. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

Главное на уроке – применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале.

Современный урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учётом индивидуальных особенностей школьников. Только в коллективе при тесном сотрудничестве школьников с учителем и между собой, развиваются такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.

 

 

2. Халявина Е.Н.

  

Эссе "Моя профессия-Учитель".

 

Всё было так необычайно:

Волненье, счастье, даже страх.

Но изменилось за мгновенье,

Увидев я свой первый класс.

 

Двенадцать маленьких детишек

Смотрели прямо мне в глаза.

Стесняясь, жались ближе к мамам,

Не доверяя мне тогда.

 

Бежало время, шли недели,

Летели мимо месяца.

Мы стали ближе и роднее,

Как настоящая семья!

 

С цветами праздники встречаем,

С улыбкой входим утром в класс.

И никогда не унывает,

 Мой самый лучший, первый класс!

 

Это небольшое стихотворение пришло мне в голову в тот самый момент, когда я взялась за  написание эссе.

Говоря откровенно, я не мечтала с самого детства стать учителем, но этого желали мои родители, если бы не они, то навряд ли мне удалось бы познать, какое это счастье быть учителем, наставникам, а тем более самым первым!

Приходя каждый день в свой класс я настраиваюсь на работу, и происходит это очень легко, особенно,  когда появляются первые ученики с искренними улыбками. Бесспорно дети-это счастье, огромное счастье, рядом с которыми все проблемы и невзгоды развеиваются.

Роль учителя  в современной школе велика! Это не только человек, дающий детям знания в определенной области науки, но и опора, поддержка и друг, в одном лице.

Каждый ребенок это особенная частичка нашего целого, школьного мира. Они  такие же динамичные, неповторимые и порой неуправляемые, как природные стихии. Но все они «материал», из которого будет построено наше будущее. И многое в этом процессе зависит от школы, от педагогической позиции каждого учителя и моей в том числе. Я даю им начало, толчок к той ступени развития, на которую они должны прийти в своем будущем.

Очень часто, в разговоре с друзьями или просто знакомыми, я слышу что профессия   учитель сложна и не интересна.
Так что же  такое учитель для меня? Кто этот человек?
Во-первых, это всесторонне развитая сильная личность. Для того чтобы всем детям было комфортно, учитель должен обладать такими качествами, как отзывчивость, гуманизм, толерантность, а также должен изучать особенности личности своих воспитанников, чтобы найти правильный профессиональный подход ко всем детям и к каждому в отдельности.
Во-вторых, учитель это профессионал. Профессионал должен дать шанс раскрыться каждому ребенку; не унижать, не оскорблять, не делить на слабых и сильных, а оказывать любую поддержку и помогать. Ведь каждый из наших учеников – это личность, и мы должны стараться помочь каждой личности раскрыться, стать неповторимым лучиком света. Настоящий профессионал с большим вниманием и уважением относится к каждому ребенку.
В-третьих, учитель это ученик. Чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому. Само слово учитель говорит за себя – учит, учить. Несомненно, в  своей работе  мы  и учим и учимся сами.
 Учитель не должен останавливаться на достигнутом, не должен прекращать получать новые знания, новый опыт, технологии быстро развиваются и мы должны за ними поспевать.
В своей педагогической деятельности я сталкиваюсь с этим постоянно. Давая знания своим ученикам, я с огромным удовольствием и сама учусь многому. Это и дополнительная литература и общение с коллегами (посещение семинаров, открытых уроков, участие с детьми в онлайн олимпиадах и тестированиях).

Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Я считаю, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут, из-за чего индивидуальность попросту угаснет. Мы не должны этого допускать, если не относиться к своей профессии с огромной ответственностью, попросту можно уничтожить любую индивидуальность того «малыша», за которого мы поручились перед его родителями.
Я с уверенностью могу сказать, если в вас нет той искры счастья при виде детей, того желания научить их всему, что нужно и даже более того, нет желания увидеть в будущем ,что именно вы помогли этому ребенку стать прекрасным и успешным  «Человеком»,  не стоит приходить в эту профессию, ведь на вас ложиться самая большая ответственность, ответственность за создание всего будущего человечества в целом!



 3. Базаров Э.А. 

Эссе «Я учитель»

Мой путь…

Стать учителем с «большой буквы» очень нелегко. Ведь учитель – это призвание. Деятельность учителя основывается на принципах гуманизма, преданности к своему труду и уважении к личности ребенка. Окончание высшего учебного заведения и получение диплома – это только начало моего педагогического пути. Этот путь будет трудным и интересным…  Учителем надо становиться! Для меня это не просто выбранная в юности профессия – это мой жизненный путь. Каждый раз, открывая для себя новое и прекрасное, я хочу, чтобы то же самое смогли увидеть мои ученики. Смогли увидеть и так же испытать мгновения счастья, и эти мгновения в будущем  подвигнут их на самостоятельный поиск нового и прекрасного. Совместное постижение неизведанного, совместный поиск затерявшейся на страницах интернет ресурсов и книг информации, ведёт к открытию «нового», к пониманию новых смыслов в жизни.

     Я считаю, что это правильно, так как мы пришли в этот мир для того, чтобы пройти свой путь, а путь – это поиск.

    Да, путь – это поиск. И моя задача в первые годы преподавания состояла в том, чтобы  найти   способы содействия с учениками. Средства, которые позволят сделать потребностью стремление к преображению себя в мире и мира в себе и вокруг себя.

      Мой поиск…

Педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, мне самому надо быть человеком «новой эры», человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет.. Быть современным учителем, прежде всего означает быть другом по отношению к детям, их помощником, советчиком и союзником, искателем, странником, всегда находящимся в пути. Поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Если учитель хочет быть нужным в будущем веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после многолетней работы.

Современный учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Наш век невозможно представить учебный процесс без новых информационно компьютерных технологий. И ведущим среди них является компьютер. Педагог двадцать первого века - грамотный, умеющий работать на компьютере человек, готовый не только к личному общению, но и к общению через Интернет. Однако, как бы далеко ни зашел процесс такого обучения, учитель будущего века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Любое, даже самое современное средство обучения - лишь верный помощник педагога. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. В своей практике активно занимаюсь духовно-нравственным воспитанием учащихся. Использую информационно - компьютерные технологии максимально возможно, ведь они помогают создать условия зарождения интеллектуальных сил. Современному педагогу нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.

От нас, учителей, зависит, какой будет наша новая школа. Лучше чем У.Черчель и не скажешь: « Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать»

 

И в заключение…

 Современная школа — мой Дом, в котором я чувствую себя комфортно и уютно; дом, где всегда царит душевная атмосфера, где слышен детский смех и радость, где весело и с пользой проводят время дети. Дом, где я Живу…